Портал правительства Москвы

Выборы: прозрачно и открыто

Роли наблюдателей, контролирующих законность выборов, и журналистов, освещающих ход и результаты народного волеизъявления, чрезвычайно важны

Принято считать, что главные люди на парламентских выборах – кандидаты и избиратели. Одни претендуют на почетный пост, а другие – выбирают наиболее достойных. При этом мало кто вспоминает о тех, от кого на выборах зависит очень многое – наблюдателях и представителях СМИ.

Наблюдатели обычно остаются в тени. О них и об их работе узнают лишь тогда, когда им удается выявить серьезные нарушения (вбросы бюллетеней и т.п.). На выборы наблюдатели могут назначаться зарегистрированным кандидатом или партией, выдвинувшей этого кандидата (либо – список кандидатов).

Федеральный закон гласит, что наблюдателями могут быть граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Однако ими не могут быть выборные должностные лица - депутаты, главы местных администраций, судьи, прокуроры и ряд других чиновников.

Любой наблюдатель должен иметь доступ в помещение избирательной комиссии, следить за ходом проведения выборов, обращать внимание председателя избиркома на зафиксированные нарушения, а также – контролировать «чистоту» подсчета голосов избирателей.

На выборах имеют право присутствовать и иностранные (международные) наблюдатели. Как и наши соотечественники, они наблюдают за голосованием и определением результатов выборов, а также за составлением протоколов об итогах голосования. При этом иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в РФ при наличии приглашения органов государственной власти России. Все иностранцы обязаны аккредитоваться в Центральной избирательной комиссии РФ. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.

Теперь поговорим о правах и обязанностях представителей отечественных средств массовой информации (СМИ). Принимая участие в освещении подготовки и проведения выборов, они имеют право: присутствовать на заседаниях комиссий; знакомиться с протоколами об итогах голосования; присутствовать на агитационных мероприятиях кандидатов и освещать их проведение; находиться в помещении для голосования в день голосования, производя фото- и видеосъемку.

Стоит отметить, что любые требования к редакциям СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений о предварительном согласовании сообщений и материалов (кроме случаев, когда должностные лица являются авторами материалов или интервьюируемым), а также запреты на распространение сообщений и материалов – категорически запрещены.

На 15-й день после официального опубликования решения о назначении выборов публикуется список государственных и электронных СМИ, которые будут предоставлять кандидатам площадки для агитации и эфирное время для дебатов.

Поскольку парламентские выборы в России в этом году пройдут 18 сентября, агитационный период в СМИ начинается 20 августа и заканчивается 16 сентября 2016 г. Это относится ко всем видам СМИ, в том числе – к сетевым изданиям. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования - суббота и воскресенье – агитация запрещена.

Поскольку эфирное время предоставляется только по рабочим дням, 22-го августа – в первый рабочий день – начнётся бесплатная агитация в государственных СМИ. Жеребьёвка по распределению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в государственных СМИ пройдет с 15 по 18 августа.

Существует запрет публикации результатов опросов общественного мнения за пять дней до дня голосования. Таким образом, последняя дата опубликования подобной информации на предстоящих парламентских выборах - 12 сентября этого года.

Петр Иванов


Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter