RSS

Образование – коллективный труд

Подписаться на новости
16:34 13.09.2016

Должен ли учитель самостоятельно разрабатывать образовательную программу по своему предмету и как это влияет на качество образования? Об этом говорили 12 сентября на еженедельном селекторном семинаре-совещании «Новые технологии для новых результатов» в Департаменте образования Москвы.

В начале встречи директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы Марианна Лебедева задала систему координат, по которому проходило совещание. Образование не должно быть оторванной от жизни абстракцией: каждый предмет, например, история, должен быть интегрирован с другими.

– Представьте себе 22 класса, 22 учителя написали каждый свою рабочую программу по одному и тому же предмету, – предположила М. Лебедева. – Представьте, что учитель истории не разговаривал с учителями литературы, математики, географии. Ему не интересно, каких результатов достиг ребенок по этим предметам, как эти результаты повлияют на качество и повышение результатов по истории. Нехорошо. Получается, что результаты ребенка нужны только тому учителю, который этот предмет преподает.

Это одна из проблем, возникающих при разработке рабочих программ. По словам М. Лебедевой, школа – пример коллективного труда, умения работать в группе и нести коллективную ответственность за результаты. Подобный навык для школы необходим.

Рабочие программы – составные части общей образовательной программы учебного заведения, это управленческий инструмент. Педагогический коллектив может оказать помощь в написании программ с точки зрения педагогической целесообразности. Задача администрации школы – организовать процесс так, чтобы, «коллективно выработанный продукт нес за собою коллективную ответственность за совокупные результаты всех наших детей», подчеркнула М. Лебедева.

Уложить все рабочие программы в единый учебный план сложно, но необходимо, чтобы достичь максимальной эффективности в обучении.

– Когда мы говорим об эффективности, мы подразумеваем, что учителя сами определяют, сколько нужно времени для изучения той или иной темы, – убеждена директор методического центра. – Эффективность – это лучшие результаты за меньшее время, но при этом необходимо ориентироваться на возможности и способности детей. Плохо, когда мы учим их тому, что они уже знают, и плохо, когда не учим тому, что им нужно в реальной жизни.

Заместитель директора школы с углубленным изучением английского языка № 1238 района Ново-Переделкино Светлана Миляева поддержала мысль о том, что учитель должен сам разрабатывать рабочую программу. Это предусмотрено и нормативными актами. По словам С. Миляевой, если программа составлена не формально, а «выстрадана», то педагог хорошо понимает место своего предмета в общей системе преподавания в школе.

Затем С. Миляева рассказала о технологии реализации программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России», созданной для обеспечения личностных результатов учащихся. По ее словам, существуют три возможности реализации программы: внеурочная деятельность, темы в программах предметов из других областей и учебные курсы. «Мы создали учебный курс на 64 часа для 5–6-х классов, чтобы можно было занести оценку в аттестат. Тот факт, что духовно-нравственное образование имеет глубокие традиции в нашей школе, привлекает к нам многих родителей», – отметила С. Миляева. Это, по ее мнению, положительно сказывается на воспитании детей.

Оксана Олейникова

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати