Портал правительства Москвы

Секрет ее долголетия

1 из 10 фотографий
IMG_5437.jpg
IMG_5437.jpg
IMG_5436.jpg
IMG_5436.jpg
IMG_5430.jpg
IMG_5430.jpg
IMG_5424.jpg
IMG_5424.jpg
IMG_5400.jpg
IMG_5400.jpg
IMG_5422.jpg
IMG_5422.jpg
IMG_5383.jpg
IMG_5383.jpg
IMG_5372.jpg
IMG_5372.jpg
IMG_5393.jpg
IMG_5393.jpg
IMG_5360.jpg
IMG_5360.jpg
IMG_5437.jpg
IMG_5436.jpg
IMG_5430.jpg
IMG_5424.jpg
IMG_5400.jpg
IMG_5422.jpg
IMG_5383.jpg
IMG_5372.jpg
IMG_5393.jpg
IMG_5360.jpg

Жительница района Очаково-Матвеевское Тамара Григорьевна Гарибова встретила свой столетний юбилей

В ее биографии уместилась целая эпоха. И, если уж быть точными, то даже не одна, а ровно столько, сколько пришлось пережить нашей стране за последние 100 лет.

Судите сами. Родилась Тамара 28 февраля 1917 года в городе Владикавказе в семье потомственных виноделов. То было смутное время, когда трещала по швам и шаталась великая Российская империя. В ее столицах бурлил революционный водоворот, и ораторы, призывавшие всего несколько дней назад свергнуть царя после отречения императора от престола, теперь требовали новых свобод и низвержения Временного правительства…

По большому счету, простых людей, не интересующихся политикой, волновали больше заботы о хлебе насущном, добывать который с каждым днем становилось все труднее. А в семье героини нашего рассказа оплакивали отнюдь не монархию, а отца, бывшего единственным кормильцем и добытчиком для одиннадцати детей и их матери. Тамара не помнит тепло его рук, поскольку папа покинул этот бренный мир вскоре после появления малышки на свет. По причине младенческого возраста не видела она материнских слез и страданий, ее самоотверженной борьбы с невзгодами и трудностями, которых после октября 1917 года только прибавилось.

Страну охватили пожар гражданской войны, разруха, голод, эпидемии...

Но смутные времена, слава Богу, миновали. И, когда пришло время, девочка пошла в первый класс Владикавказской семилетней школы I ступени и закончила ее в 1929 году. Причем, как отмечается в свидетельстве, показала не только похвальное прилежание в учебе, но и, что особо подчеркивалось, «участвовала в школьном самоуправлении и политических кампаниях».

А потом семья переехала в Грузию, где их приняла в свой дом родная сестра мамы Елизавета Майсурадзе. Здесь Тамара продолжила свое образование, закончила музыкальную школу, училась в экономическом техникуме.

– Музыка, – говорит она, – это для души, для сердца. Это – навсегда. А вот бухгалтерское дело – уже профессия, специальность, трудовые будни.

Но именно благодаря своей профессии девушка нашла свою первую и единственную любовь. Ну, скажите, как бы она и где могла познакомиться с бравым военным летчиком? А в аэроклубе, куда направили работать по распределению после окончания техникума, она встретила молодого офицера, инструктора и преподавателя по имени Николай.

Это ради него она записалась на специальные парашютные курсы. К слову сказать, совершила девушка 14 прыжков. Первый из них был, конечно, самым трудным. В психологическом плане. Не секрет, что многие не могут собрать волю в кулак и победить чувство страха.

Заметив ее сомнение и нерешительность в уже поднявшемся в небо аэроплане, Николай, лукаво улыбаясь, шепнул девушке на ухо: «Хочу сделать тебе предложение. Если согласна, ничего не говори – прыгни, и я пойму твой ответ». Тамара вспыхнула и, взглянув в его глаза, без колебаний шагнула в бездну. А уже на земле в тот же день записалась на еще один прыжок.

– Пришлось ему, как глубоко порядочному человеку, на мне жениться, – шутит она.

Так Тамара сменила свою девичью фамилию на мужнюю и в 1938 году стала Гарибовой. И никогда об этом не пожалела.

Они бы жили долго и счастливо. Но пришла большая и страшная война, которую назовут Великой Отечественной. В первые же дни ее Тамара проводила мужа на фронт.

Николай храбро сражался, защищая Родину. В воздушном бою над городом Керчь был тяжело ранен. После госпиталя вновь сел за штурвал истребителя. Участвовал в битвах за Кавказ. И вновь оказался в лазарете. Путь в небо ему закрыла так называемая «снежная болезнь», которой нередко страдают альпинисты. Ослепительно белое безмолвие травмирует, поражает зрение. Оно потом, конечно же, восстанавливается, но не всегда в полной мере. Вот и Николая перевела строгая медицинская комиссия из летчиков-истребителей в пехотные войска.

Впрочем, бывших летчиков не бывает. И, действительно, вскоре опыту и знаниям авиатора нашлось достойное применение.

Как известно, в ходе войны, ставшей к тому времени уже Второй мировой, на территорию Ирана, руководство которого проявляло некоторую лояльность нацистскому режиму Германии, были введены войска СССР и Великобритании. Немаловажен и тот факт, что именно через Иран впоследствии была организована одна из самых безопасных линий поставок в Советский Союз по ленд-лизу военной техники. В сжатые сроки в иранских портовых городах были построены заводы по сборке из доставленных морским путем узлов и деталей грузовиков и самолетов. А оттуда боевые машины своим ходом отправлялись в СССР.

Естественно, кому как не летчику вести военную приемку летательных аппаратов? И его жену, которая хорошо знакома с тонкостями авиационного бухгалтерского учета, военное командование трудоустроило в этой же иранской миссии. Чему, надо сказать, супруги были несказанно рады.

Конечно, Иран – страна своеобразная, со своим укладом, языком, обычаями, менталитетом, климатом. Наконец, тут довольно вольготно чувствовали себя немецкие диверсионные группы, да и население не всегда могло оказаться мирным и радушным. Но с другой стороны, все же не в условиях активных боевых действий работала советская миссия, не под бомбами и снарядами, крушащими на фронте боевые порядки, а в тылу – военные и гражданские объекты.

Тамара с радостью поехала с мужем в заграничную командировку и очень скоро в спартанских, даже аскетичных условиях свила уютное семейное гнездышко на базе скромного служебного жилья. На огонек и чашку чая к ним часто заглядывали сослуживцы, отогревая здесь свои зачерствевшие от войны души. И нередко из их окон вытекали и плыли над персидской стороной, поднимаясь к удивительно ярким и крупным звездам, пронзительно чистые, незамутненные мотивы русских и грузинских песен. Фортепиано, конечно, Тамара с собой сюда не захватила, а вот хороший баян всегда был под рукой. А уж необычайной красоты и силы голосом ее Господь с помощью родителей наделил от рождения.

Не обходились без ее участия и концерты самодеятельности, которые военные и служащие миссии устраивали по любому подходящему поводу или вовсе без оного.

Здесь, в Иране, на радость себе и мужу, Тамара родила долгожданную дочку Манану. А в сорок пятом, когда после Победы вернулись домой, появился младший сын. Вот только отец не увидел его. За месяц до рождения малыша, майор Гарибов скончался. Доктора не смогли ему помочь. Слишком тяжелы и необратимы оказались последствия боевых ранений.

– Мама справилась, – говорит ее сын Николай Николаевич Гарибов. – Более того, она взяла к себе на воспитание троих осиротевших детей своих родных братьев. Мы все вместе росли, за одним столом питались, в одну школу ходили. Всех нас она вырастила достойными людьми, дала хорошее образование, своим примером научила жить и радоваться жизни. Всех нас она согрела и до сих пор греет своей любовью. Дай Бог ей еще много лет радовать нас и дождаться, наконец, праправнуков. Честное слово, пора, наконец, порадовать молодому поколению старейшину нашего рода!

Николай в юности увлекся спортом. Но мама, признается он, заволновалась, узнав, что сын хочет стать боксером. «Что же это за спорт – человека бить? – недоумевала она. – Чем он провинился? Зачем зря кулаки в ход пускать? Это нехорошо». Объяснения о правилах и спортивной этике, рассказы о чемпионах, наградах ничуть не поколебали ее убежденности. Она, конечно, гордилась сыном. Ведь его знала вся Грузия, поскольку был он в свои молодые годы мастером спорта, чемпионом республики в полутяжелом и тяжелом весе, успешно выступал на Всесоюзных и международных соревнованиях, имел добрых два десятка золотых, серебряных и бронзовых медалей.

В 26 лет, однако, Николай Николаевич завершил свою спортивную карьеру. И, имея диплом о высшем образовании, решил посвятить свою жизнь самому мирному и благородному на свете делу. Стал ресторатором. И достиг больших успехов в этом деле. Для его коллег на постсоветском пространстве должность директора тбилисского ресторана «Мгктвари» скажет очень многое. И в первую очередь – о профессионализме. Причем руководящая должность совсем не значит, что он только дает указания и наблюдает за процессом. Как всякий уважающий себя грузинский мужчина, он может и не считает зазорным, готовясь принять дорогих гостей, встать у кухонного стола.

– Основы кулинарии, – поясняет внучка и тезка Тамары Григорьевны Тамара, – мы получаем еще в детстве. Так, если в семье накрывается праздничный стол, то в этом участвуют все. Мужчины, например, занимаются мясом, а детям поручают колоть орехи и выбирать ядра, перебирать зелень. Все делаем сообща.

В этот день в доме у Мананы, где живет сегодня Тамара Григорьевна, принимали поздравления вместе с именинницей, ее дочь и сын, внучка.

– Это еще не полный состав, – объясняет Николай Николаевич. – Сегодня из-за границы прилетает еще одна внучка. А всего их у нашей мамы три. И еще три правнука. Все мы соберемся за праздничным столом в другой день. На это есть веские причины. Но и сейчас мы очень рады гостям. Нам очень приятно, что о нашей маме знают и помнят и Президент России, и столичные власти, и общественность.

А прибыли в этот день с поздравлениями и подарками почтенному юбиляру заместитель начальника отдела социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское Западного административного округа города Москвы Татьяна Евгеньевна Смирнова, главный специалист отдела по взаимодействию с населением управы района Очаково-Матвеевское Ирина Вячеславовна Денисова, заместитель председателя Совета ветеранов района Наиля Фахразовна Соболева, председатель первичной ветеранской организации № 2 Ирина Исааковна Гусева.

Они из рук в руки передали подарки, почетные грамоты, благодарственные письма и поздравительное послание за подписью Президента России В.В. Путина, высказали самые теплые и искренние пожелания Тамаре Григорьевне.

– Мне очень приятно внимание и поздравления к моей скромной персоне, призналась она. – Я очень благодарна вам и прошу к столу. А пока я хотела бы в знак признательности немного сыграть вам на фортепиано.

И виновница торжества села за инструмент. Легко и привычно коснулась клавиш, и в доме на шестом этаже зазвучала музыка. Немного грустная и тихая в начале, мелодия ширилась и набирала силу, а затем послышались с детства всем знакомые мотивы – «Чайная роза» сменилась «Страной цветов», а последняя нота «Тбилисо» вдруг трансформировалась в «Очи черные», которые обогатились обертонами сплетения голосов матери и сына.

– Наша бабушка, как всегда, скромничает, – заметила, после импровизации ее внучка Тамара. – Она ведь не сказала, что трудилась долгое время в Министерстве здравоохранения Грузинской ССР, а затем – в министерстве торговли республики. Имеет правительственные награды СССР, а также является заслуженным работником торговли Грузинской советской социалистической республики. Мы все ею очень гордимся и любим за свет, любовь и тепло, которые она дарит нам и людям. И знаете, я не помню, чтобы она о ком-то и когда либо отозвалась плохо, с осуждением. И ни с кем никогда она не ссорилась. Наверное, это и есть секрет ее долголетия?..

Александр Лёвин


Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter